Версия сайта для слабовидящих
ГОСТ Р52872-2012

Главная страницаинтернет приемнаяСтруктура сайта

Официальный интернет-сайт Администрации

Гвасюгинского сельского поселения

Историческая справка

Село Гвасюги расположено в юго-восточной части муниципального района имени Лазо Хабаровского края на расстоянии  142 км от районного центра п. Переяславка. Граница села Гвасюги проходит от перекрёстка лесовозных дорог в 1,6 км севернее  села Гвасюги на юго-восток по автодороге на посёлок Среднехорский до р.Були, по ней на юг до слияния с р.Алю – на восток 0,4 км и далее на юго-восток до протоки р. Гвасюги и р.Хор, при впадении её в протоку реки Хор. В пяти километрах выше села Гвасюги находится пос. Среднехорский.

Село Гвасюги, древнее удэгейское село с тысячилетней историей, является территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Ко времени установления советской власти бассейн реки Хор был местом исторического проживания четырех удэгейских родов – Кялундзюга, Сулайндзюга, Камандига, Кимонко.

Для ведения традиционного образа жизни и природопользования за коренными малочисленными народностями Севера, проживающими в селе Гвасюги, закреплена территория традиционного природопользования на площади 1200 тысяч гектаров, что составляет 3,8% территории района.

В 1932 году при организации удэгейского колхоза «Ударный охотник» было основано село Гвасюги. Хорские удэгейцы в то время располагались небольшими стойбищами по берегам Чукена, Катэна, Були, Келами. Впоследствии  в 1932 году они объединились в колхоз «Ударный охотник», избрав своим местом жительства  село Гвасюги в среднем течении Хора.

В 1932 г. в Хорский  туземный Совет Сихоте-Алиньского национального района входили представители стойбища Квасиги (так в документе ГАХК. Ф. Р-719.Оп.4 .Д.10. Список населенных пунктов за 1932 г.Л.51)

На 20 декабря 1940 г. с.Гвасюги входило в Джанговский сельский Совет района имени Лазо Хабаровского края. В 1938 году образовался Джанговский сельский Совет. Джанговский сельский Совет в основном занимался бытовыми проблемами села и хозяйственными вопросами местных предприятий. Работа Совета контролировалась районными и краевыми партийными и советскими органами, которые требовали от Совета безукоризненной работы по социально разработанным планам. С годами деятельность Джанговского сельского Совета менялась, совершенствовалась и усложнялась.

Анализ деятельности удэгейского Совета показал, что на него возлагались большие политические, хозяйственные, административные, социальные, культурные, контрольные, исполнительные и другие обязательства. Казалось, что Совет обладал огромной властью, но это совсем не так. Его власть распространялась только на территорию своего села, ограниченную небольшой площадью. По этой причине Джанговский сельский Совет не смог противостоять, когда начались рубки леса в бассейнах рек Сукпая и Кафена, где охотой на диких зверей занимались хорские удэгейцы ещё в ХIХ столетии.

В 1953 году начал функционировать лесопункт «Горный». В 1962 колхоз преобразовался  в Гвасюгинское отдление Лазовского госпромхоза. Охотничьи угодья и основные средства бывшего колхоза передали в госпромхоз, в связи с этим ряд охотников-удэгейцев остались без угодий, в то время как лучшие из участков были переданы штатным охотникам госпромхоза. С проведением экономической реформы в 1990-е годы госпромхоз по существу отказался от Гвасюгинского отделения.

В 1965 году из состава Джанговского сельского Совета выделился Среднехорский сельский Совет.

В 1992 году, когда советская власть была низложена, а Советское  государство распалось на отдельные республики и государства, в соответствии с постановлением главы  района имени Лазо  от 08.01.1992 № 3-1р «О прекращении полномочий сельских Советов депутатов» национальный Джанговский сельский Совет прекратил свое существование и был преобразован в администрацию села Гвасюги.

    В соответствии с постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 04.07.2000 № 914 администрация села Гвасюги района имени Лазо переименована в администрацию муниципального образования села Гвасюги.

В соответствии с постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 28.07.2004 г. № 207 «О наименованиях органов местного самоуправления городских, сельского поселений», решением Совета депутатов от 19.01.2005 г. № 2 администрация муниципального образования села Гвасюги переименована в администрацию сельского поселения «Село Гвасюги» муниципального района имени Лазо.

В соответствии с Законом края от 21.12.2016 № 229 «О преобразовании путем объединения сельского поселения «Село Гвасюги» и сельского поселения «Поселок Среднехорский» муниципального района имени Лазо Хабаровского края и о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края» (далее – Закон края № 229) в 2016 году было создано вновь образованное муниципальное образование - Гвасюгинское сельское поселение муниципального района имени Лазо Хабаровского края путем объединения  двух муниципальных образований сельского поселения «Село Гвасюги» и сельского поселения «Поселок Среднехорский» в одно.

Гвасюгинское сельское поселение входит в состав территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

В состав территории Гвасюгинского сельского поселения входят населенные пункты: село Гвасюги, поселок Среднехорский.

В соответствии с Законом края от 30.06.2004 № 202 «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае» село Гвасюги является  территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае.

Административным центром Гвасюгинского сельского поселения   муниципального района имени Лазо является село Гвасюги.

Органы местного самоуправления Гвасюгинского сельского поселения в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Село Гвасюги» и муниципального образования «Поселок Среднехорский», в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До 2016 года  каждый из двух лесных, значительно удаленных от районного центра поселка, имевших численность населения более 200 человек в каждом, имел статус муниципального образования. Значительные средства направлялись на содержание органов местного самоуправления, при этом расходы на исполнение других расходных обязательств были не значительны. Формирование доходной базы поселений осуществлялось в основном за счет межбюджетных трансфертов из районного бюджета. В целях оптимизации расходов поселений был рассмотрен вопрос об объединении поселений, значительном уменьшении расходов на содержание аппарата управления.

Гордость  села Гвасюги - это старшее поколение, которое в годы Великой Отечественной войны преумножали боевую и трудовую славу посёлка.

История образования и развития села Гвасюги неразрывно связана с именем Джанси Кимонко, автора повести «Там, где  бежит Сукпай».    Джанси Кимонко родился в 1905 году.

Рисунок1

 

 Имя Джанси Кимонко хорошо знают на Дальнем Востоке. Это был первый удэгейский писатель, которого выдвинул из своей среды маленький лесной народ.

 

 И об этом народе, и о самом себе автор рассказал на страницах автобиографической повести «Там, где бежит Сукпай».В ней названы имена людей, которые окружали писателя, росли с ним вместе, кочевали, охотились.  

Рисунок2

 

В повести Джанси Кимонко названы имена людей, которые окружали его, росли с ним вместе, кочевали, охотились.

 

На площади в центре села Гвасюги, установлен памятник Джанси Кимонко. Центральная улица села названа его именем.

 

Жители села гордятся этим, регулярно проводят мероприятия, посвященные литературному наследию Д. Кимонко, а также издают книги и буклеты.

 

Для жителей и гостей села проводятся национальные праздники «Бубен шамана» и «Посвящение в охотники», проводятся культурно-массовые мероприятия посвящённые юбилейным и памятным датам поселения.

 

Следует отметить, что в последние годы повысился уровень их проведения.

 

Праздничные мероприятия в Гвасюгинском сельском поселении проводятся с большим разнообразием, ярко, интересно, с приглашением многочисленных гостей. В подготовленном сценарии проведения праздника имеет место проведение конкурсной, концертной программы, национальные соревнования, где активно принимают  участие жители  села и гости.

Рисунок3 1

 

В концертной программе неоднократно принимали участие коллектив из с.Красный Яр, Приморского края, коллектив из Комсомольского района, п. Мухен.

 

Все праздничные и юбилейные мероприятия проводятся в тесном взаимодействии с администрацией муниципального района имени Лазо, ассоциацией коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Хабаровского края, Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края, средств массовой информации.

 

Кроме того, районным краеведческим музеем проводится большая научно-исследовательская и просветительская работа, в фондах музея собрано более 100 экспонатов, представляющих жизнь и быт удэге.

 

В селе Гвасюги много лет  председателем сельсовета работала Валентина Тунсяновна Кялундзюга - дочь знаменитого в своё время охотника Тунсяны, о котором говорится в повести Джанси Кимонко «Там где бежит Сукпай».

Рисунок4

 

Кялундзюга Валентина Тунсяновна родилась 9 января 1936 года в с.Чукен района имени Лазо Хабаровского края.

 

Окончив в селе Гвасюги семилетнюю школу Валентина Тунсянова поступила на подготовительное отделение Хабаровского педагогического института. Но из-за болезни вернулась в родное село. Работала счетоводом, заведующей избой—читальней колхоза "Ударный охотник».

 

В 1968 году она была избрана председателем сельсовета и руководила селом много лет. В 1992 году возглавила администрацию села Гвасюги.Валентина Тунсяновна обладала волевым характером. Её организаторские способности как сельского вожака, народной избранницы и как руководителя художественной самодеятельности, а также её литературное дарование известны не только в районе имени Лазо, но и во всем  Хабаровском крае.

 

 Она занималась развитием села, сбором и обработкой фольклорного материала, который едва вместился в томе удэгейского народного творчества, выпущенного Новосибирским отделением Российской Академии наук.

 

В.Т. Кялундзюга активно участвовала в деятельности Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, стояла у ее истоков, была делегатом съезда КМНС СССР в марте 1990 год  в Москве.

 

В 1998 году В.Т. Кялундзюга участвовала в VII ежегодном Международном фестивале сказителей в Канаде. Вместе с ансамблем «Су гакпай» она с успехом выступала в странах Западной Европы: Франции, Италии, Германии, Швейцарии.

 

Много сил и энергии Валентина Тунсяновна вложила в дело сохранения и возрождения традиционной культуры удэгейцев. Это и работа над удэгейским букварём, русско-удэгейским словарём. Она является автором удэгейских сказок, которые выходили отдельным изданием в Хабаровске, и весьма знаменательно то, что традиции зачинателя литературы у народа удэге продолжаются.

 

В 2003 году она стала лауреатом премии  Министерства культуры  Российской федерации «Душа России» в номинации «Народный сказитель», имеет медаль Шолохова от Московской академии наук Российской Федерации. 

Рисунок5

 

В 2007 году на торжественном приеме у Губернатора Хабаровского края ей вручен диплом и премия за значительный вклад в развитие культуры и искусства Хабаровского края.

 

Значительным шагом в истории развития удэгейской культуры стало создание  электронного фонетического пособия по изучению удэгейского языка, презентация которой состоялась 20 апреля 2009 года в музее муниципального района имени Лазо. Электронная версия удэгейского букваря создана по заказу министерства природных ресурсов Хабаровского края. Это единственный в своем роде учебный материал, созданный с применением современных технологий, и подобного ему нигде в России больше нет. Над созданием диска трудились талантливые и творческие люди. Это наша землячка Кялундзюга В.Т., автор пособия, кандидат филологических наук, декан факультета народов Севера ДГГУ Берелтуева Д.М., автор-составитель электронной версии А.Ю. Шориков, руководитель ОАО «Портал Хабаровск».

 

В 2014 году Валентиной Тунсяновной изданы комплекты учебных пособий на удэгейском языке для 1 класса: удэгейская азбука, рабочая тетрадь и учебное пособие по грамматике удэгейского языка.

Рисунок6

 

Кялундзюга Валентина Тунсяновна  является Почётным гражданином  района имени Лазо, лауреатом Премии «Душа России» Министерства культуры Российской федерации  в номинации «Народный сказитель», имеет медаль Шолохова от Московской академии наук Российской Федерации. Член Союза писателей России.

 

В начале 1960-х годов Валентина Тунсяновна создала фольклорный ансамбль «Су гакпай» («Лучи солнца»). Вместе с ансамблем «Су гакпай» она с успехом выступала в странах Западной Европы: Франции, Италии, Германии, Швейцарии, а также на Международном фестивале фольклора в Канаде.

 

Участники этих коллективов исполняют национальные песни и танцы, принимают активное участие в районных и  краевых фестивалях, проводят национальные праздники, обряды, фестивали-конкурсы.   Благодаря данным мероприятиям показывается самобытность коренных народов Севера, национальный колорит и красота национальной культуры. Ансамбль Су Гакпай награждался дипломами различных степеней и  благодарственными письмами. В 1987 году по линии культурного обмена удэгейская фольклорная группа «Су Гакпай» под руководством Валентины Тунсяновны была приглашена Парижским Домом культуры народов мира.

Рисунок7

 

В селе Гвасюги находится этнокультурный центр. Благодаря многолетней работе по сохранению  самобытной культуры удэгейского народа,  руками Валентины Тунсяновны создан музей под открытым небом. В нем расположены удэгейский шалаш, родильный шалаш, амбар для хранения продуктов, дерево «исполнения желаний»,шаманские духи-птицы, а музейная экспозиция, где представлены изделия национальной культуры: национальная одежда и обувь, старинный костюм шамана, копьё охотника, острога, изделия прикладного искусства, сувениры, фотографии удэгейцев разных лет, фотография писателя Джанси Кимонко, - теперь располагаются в сельской школе.

 

28.02.2022 г. ушла из жизни ветеран движения КМНС, хранитель культуры и яркий представитель удэгейского народа, старший товарищ и мудрый наставник.

 

Жители Гвасюгинского сельского поселения - граждане Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2022 года общая численность населения составляет 270 человек, из них 225 человек  из числа коренных малочисленных народов Севера (удэгейцы, нанайцы, ульчи).

Рисунок8

 

Из общего числа населения- 30% людей имеют постоянную работу, безработных - 20%, временно работающих - 10%, пенсионеров и инвалидов -20 % и нетрудоспособного населения (дети)- 30%.

 

Основным занятием населения является промысловая охота пушного зверя, связанная с большими трудностями по заброске охотников  на свои охотничьи угодья, доставке им продуктов питания, горючего для заготовки дров, ремонту охотничьих избушек и строительству новых. На время охотничьего сезона большинство мужчин занимаются охотничьим промыслом, являются членами национальной промысловой общины ТСО МН «Удэ».

Рисунок9 1

 

Из-за отсутствия единого хозяина угодья распределены без учета коренных малочисленных народов Севера, что приводит к ущемлению прав коренных малочисленных народов Севера, как законных пользователей охотничьих угодий. Как пример, распределение территории традиционного природопользования к селу Гвасюги, как месту компактного проживания удэгейцев, между лицами не принадлежащими к числу коренных малочисленных народов Севера и приравненных к ним. В связи с чем подрастающему поколению будущих охотников негде охотиться, приобретать навыки охоты и самостоятельной жизни в лесу.

 

На территории, отводимой под традиционное природопользования народности удэге ведут охотничий промысел и не только они, но и лесопромышленные предприятия, зарегистрированные в краевом центре.

 

На территории поселения размещена средняя общеобразовательная школа, плановая мощность которой составляет 66 учащихся. Фактическая наполняемость составляет  27  человек. Национальный удэгейский язык изучают учащиеся 1 – 4 классов. 

Рисунок10

 

Муниципальное дошкольное учреждение Детский сад с плановой мощностью на 13 мест.

 

Оказание квалифицированной медицинской помощи осуществляется  на основании плановых выездов бригады специалистов районной больницы № 2 из поселка Мухен. Помещение в котором расположен фельдшерско-акушерский пункт требует ремонта.

 

Основным источником водоснабжения населения являются ручные глубинные насосы.

 

Связь с поселением осуществляется с помощью сотового оператора «Мегафон».

 

На территории села Гвасюги проводится определённая работа, направленная на решение социальных вопросов, жизненно важных проблем жителей, организации военно-патриотического воспитания молодежи и населения, проведение культурно-массовой работы.

 

В 2020 году, благодаря участию жителей в программе территориального общественного самоуправления, в Гвасюгах,  рядом с памятником Джанси Кимонко, были установлены три обелиска  высеченными на них именами земляков, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны, метких стрелков и отважных разведчиков.

 

Сегодня жители села Гвасюги не представляют свое жизни без сотового телефона и Интернета, который в национальном селе появился благодаря федеральной программе по устранению цифрового неравенства. В 2016 году жители села приняли участие в программе по поддержке местных инициатив, чтобы решить многолетнюю проблему с энергоснабжением. Именно благодаря ППМИ в Гвасюгах полностью заменена система энергоснабжения, и в каждый дом электричество стало подаваться без перебоев. В 2020 году активисты села, объединившись в ТОС «Буа ни», взялись за проведение уличного освещения на центральной улице – Джанси Кимонко.